
Мой перевод аглоязычной статьи аналитика Тима Андерсона. Оригинал ТУТ: http://syriareport.net/in-defence-of-the-syrian-arab-army/
Нападки на Сирийскую арабскую армию (далее – САА) сыплются со всех сторон. Большинство западных СМИ утверждают, что она проявляет «жестокость», защищая «диктатуру» или представляя собой «алавитский режим». В то время, как армия просто отвечает насилием на насилие, в её адрес постоянно звучат ложные обвинения, чаще всего – в использовании отравляющего газа зарина.
Тем не менее, защищая САА, я хочу задать два вопроса.
1) как смогла бы светская Сирия выжить без своей национальной армии после двух лет атак религиозных фанатиков (за которыми, в основном, стоят иностранные силы)?
2) какую законную функцию выполняет любая армия, если не защищать нацию от попыток насильственного свержения государственного строя извне, от попыток разделения страны?
Чтобы досконально уяснить серьезность угрозы светскому сирийскому государству, мы должны понимать, что все насильственные восстания в Сирии в пост-колониальный период были связаны с попытками «братьев-мусульман» навязать Сирии форму политического ислама, демонтировав существующую баасистскую систему светского арабского национализма. Поэтому идея «светского» восстания – просто удобный западный миф.
На самом деле имеет место серьезная региональная конкуренция между светским национализмом и политическим исламом. Великим героем первых был президент Египта Гамаль Абдель Насер; в то же время, другие крупные силы предлагали саудовскую монархию в качестве исламской альтернативы.
В Дараа в марте 2011 года (так же, как и в Хаме в феврале 1982 года), сирийские «братья-мусульмане» предприняли попытку насильственного восстания. Их первый шаг был один тот же: находящиеся на крышах снайперы открыли огонь на поражение по полицейским и гражданским лицам. Армия вынуждена была вмешаться. В результате именно армию обвинили в «убийстве мирных жителей» (с последующими призывами об иностранном вмешательстве). Во время недавнего конфликта тысячи иностранных фундаменталистов были переброшены в Сирию (в основном за деньги Саудовской Аравии и Катара) именно потому, что он рассматривается как конфликт религиозный, а не национальный.
Заявление Мухаммада Рияда Аль-Шакфа (лидера сирийских «братьев-мусульман»), датированное 28 марта 2011 года, не оставляет никаких сомнений в том, что их цель является религиозной, враг – «светский режим» и что «мы должны убедиться, что революция будет истинно исламской, что никакая другая секта не будет иметь доверия после успеха этой революции».
Среди прочих клише в западных СМИ необходимо особо выделить то, что сирийский конфликт якобы становится «все более межконфессиональным». Это связано с упрощенной характеристикой конфликта как конфликта «между суннитами и шиитами» или «между суннитской общиной (большинством) и режимом алавитов (меньшинством)». Эти клише крайне далеки от истины.
«Братья-мусульмане» в силу исторических причин (в основном, в силу их конкуренции со светским арабским национализмом и зависимости от саудовских спонсоров) уже давно представляли собой экстремистскую секту в суннитском исламе. С доктринальной точки зрения это – салафизм, который использует такфиристские идеи, согласно которым все другие секты можно считать отступниками или неверующими (неверными, кафирами) и, по этой причине, открыто атаковать. Именно из этого крайнего сектантства в Сирии родился салафистский призыв к геноциду: «алавитов – в могилу, христиан – в Бейрут». Т. наз. «свободная сирийская армия» (далее – ССА) принимали в этом непосредственное участие.
В то же время, это не точка зрения всех суннитов. Опросы общественного мнения в Сирии и во всем мире показывают, что сунниты, в том числе консервативные, склонны быть терпимыми к людям других вероисповеданий. Так, опрос Pew Research Centre показал, что значительное мусульманское большинство во многих странах поддерживает шариат как «официальный закон страны», но, в то же время, множество мусульман также выступают за свободу вероисповедания для людей других конфессий.
Сирийский светский национализм, установленный баасистским режимом, но подкрепляемый исламом сирийской или дамасской традиции, в итоге воспитал мощный экуменизм, в котором христиане признают Рамадан, а мусульмане признают Пасху. Другими словами, Сирия, находясь на перекрестке цивилизаций, имеет куда более сильную традицию веротерпимости, чем другие страны.
Это большая проблема для «братьев-мусульман», которые опираются на такфиристские идеи для достижения своих политических целей. Именно «братья» доминируют как в среде изгнанной «оппозиции», так и среди вооруженных групп, которые составляют «свободную сирийскую армию». Кроме того, они действительно имеют некоторую поддержку среди отдельных классов суннитских коммерсантов. Но они делают ставку на межконфессиональные распри. Это именно «братство», вместе со своими союзниками из Аль-Каиды и зарубежных стран, позиционировали правительство Аль-Ассада как «алавитский режим», убивая шиитов и алавитов – мирных жителей – в попытке спровоцировать более широкий конфликт в обществе.
«Братья» делают вид, что представляют всех суннитов, или, по крайней мере, «настоящих суннитов». На практике же большинство суннитов не поддерживают их. Западные средства массовой информации сообщали о том, что ряд командиров ССА в Алеппо (преимущественно суннитском городе) жалуются на отсутствие поддержки со стороны местного населения. «Они на ненавидят» – рассказал один из них газете The Guardian. Другой сообщил журналу Time, что «жители Алеппо, практически все здесь, лояльно относятся к бандиту Башару, и более того – сообщают о нас [властям]». Все это позже подтвердил и отчет, который готовился для НАТО, по оценкам которого 70% населения Сирии поддерживает президента Аль-Ассада, причем, большая часть этой поддержки – среди светских суннитов, которые в ужасе от зверств ССА.
Сирийское государство, независимо от других его недостатков, безусловно представляет собой сильную светскую традицию. Есть много признаков этого. К примеру, жена президент Башара Аль-Ассада – суннитка. Великий муфтий Сирии Шейх Ахмад Хассун является суннитом, но активным сторонником светского государства. Шейх Мухаммед Аль-Бути, убитый террористом-смертником из ССА вместе с 42 другими мирными жителями в марте 2013 года, был известнейшим суннитским ученым, знатоком Корана, но он тоже поддерживал светское государство. Западные средства массовой информации повесили на этого человека ярлык «про-ассадовского», но это едва ли соответствует действительности.
Нигде светская традиция Сирии не прослеживается так четко, как в Сирийской арабской армии. Составляя около 80% всех вооруженных сил Сирии и имея в своем составе полмиллиона членов (половина из которых – профессиональные военнослужащие и половина – призывники), армия представляет собой все общины страны (суннитов, алавитов, шиитов, христиан, друзов, курдов, армян и т.д.). Однако они идентифицируют себя сугубо как сирийцы и арабы, когда противостоят сектантам, врагам, называющим себя «истинными суннитами».
Одной из ключевых задач восстания «братьев» всегда было посеять рознь по религиозному признаку среди Сирийской арабской армии. И действительно, ряд офицеров поддались на их провокации (в основном те, члены семей которых были связаны с «братьями»). Зверства ССА против алавитов и христиан (большая часть которых была возложена на правительство) взбудоражили настроения в обществе. Тем не менее, к концу 2011 года близкий к ССА в Англии Рами Абдель Рахман, называющий себя представителем «Сирийской обсерватории по правам человека», заявил, что из САА дезертировали менее 1000 солдат.
К середине 2013 года, после более чем двух лет кровавого конфликта, стало совершенно ясно, что армию не удалось раздробить по религиозному признаку. САА выступила как национальная сила, отчетливо продемонстрировав, что она будет до конца бороться с экстремистами и другими зарубежными противниками.
Участие ливанской «Хизбалла» в боестолкновениях за Аль-Кусейр едва ли можно представить как фактор межконфессиональной вражды. «Хизбалла», как и многие союзные шиитские общины в Аль-Кусейре, сражалась вместе со светской Сирийской арабской армией, защищая светское сирийское государство. Из этого видно, что «Хизбалла», будучи шиитской исламистской группой, также поддерживает светское (или, по крайней мере, плюралистическое) государство в Ливане. Создав союз с крупнейшей христианской группой в Ливане (во главе с Мишелем Ауном), они теперь являются частью ливанского правительства. «Хизбалла» также отвергает салафистские и такфиристские идеи.
Поэтому, когда комментаторы утверждают, что сирийский конфликт становится «все более межконфессиональным», они просто идут на поводу у «братьев-мусульман», игнорируя тот факт, что светский национализм все еще остается важной силой во всем регионе.
«Слоном в посудной лавке» в этой дискуссии выступают крупные державы: США, Англия, Франция и Израиль, а также их пособники – Турция и монархии Персидского залива. Печальная реальность такова, что в рамках их различных вмешательств в регионе (Афганистан, Ирак, Ливия) эти силы используют самые реакционные группы в исламе, чтобы разделить народы региона. Как бы это не противоречило официально провозглашаемой доктрине, но представитель Израиля Амос Гилад ясно дал понять, что Аль-Каида, сеющая хаос в Сирии, гораздо предпочтительнее единой «оси» «Сирия-Иран-Хизбалла».
Но вернемся к Сирийской арабской армии. Критика САА представляется особенно абсурдной, когда звучит из тех западных государств, чьи армии проводят большую часть своего времени, участвуя во вторжениях и оккупациях различных зарубежных стран (большинство из которых богаты нефтью) якобы на благо местного населения.
Циники предполагают, что произвольные национальные границы и субъекты, созданные колониальными державами, не имеют никакой ценности. Однако сотни тысяч молодых сирийцев каждый день рискуют своими жизнями на фронте, чтобы защитить народ, дающий им самосознание, образование, а также целый ряд других благ. Я полагаю, что это заслуживает уважения.
Симптоматично, что Сирийскую арабскую армию критикуют те самые режимы, которые вооружают иностранных джихадистов и местных религиозных экстремистов. Однако, несмотря на неустанные нападки, САА остается единой и более того – демонстрирует явные признаки восстановления контроля над собственной территорией, стоя на страже светской и социальной направленности государства. Если это не является законной функцией национальной армии, то что же тогда это?
Basma Atassi (2011) ‘Free Syrian Army grows in influence’, Al Jazeera, 16 November, online:http://www.aljazeera.com/indepth/features/2011/11/20111116154829885782.html
BICOM (2013) ‘Amos Gilad: Al-Qaeda threat not as serious as Syria-Iran-Hezbollah axis’, 2 April, online:http://www.bicom.org.uk/news-article/13169/
Ghaith Abdul-Ahad (2012) ‘ ‘The people of Aleppo needed someone to drag them into the revolution’, The Guardian, 28 December, online: http://www.guardian.co.uk/world/2012/dec/28/aleppo-revolution-abu-ali-sulaibi
Muhammad Riyad Al-Shaqfa (2011) ‘Muslim Brotherhood Statement about the so-called “Syrian Revolution”’, on The truth About Syria, Muhammad Riyad Al-Shaqfa is the General supervisor for the Syrian Muslim Brotherhood, statement of 28 March, online at:http://truthsyria.wordpress.com/2012/02/12/muslim-brotherhood-statement-about-the-so-called-syrian-revolution/
Pew Research Centre (2013) ‘The World’s Muslims: religion, politics and society’, Pew Forum on Religion and Public Life, April 30, online: http://www.pewforum.org/Muslim/the-worlds-muslims-religion-politics-society.aspx
Tim Anderson (2013) ‘Syria: how the violence began, in Daraa’, OpEdNews, May 13, online:http://www.opednews.com/articles/Syria-how-the-violence-be-by-Tim-Anderson-130513-875.html
Tim Anderson (2012) ‘Syria’s ‘false flag’ terrorism, Houla and the United Nations’, OpEdNews, online:http://www.opednews.com/articles/Syria-s-false-flag-terro-by-Tim-Anderson-120824-423.html
Rania Abouzeid (2012) ‘Aleppo’s Deadly Stalemate: A Visit to Syria’s Divided Metropolis’, Time, 14 November, online: http://world.time.com/2012/11/14/aleppos-deadly-stalemate-a-visit-to-syrias-divided-metropolis/
World Tribune (2013) ‘NATO data: Assad winning the war for Syrians’ hearts and minds’, 31 May, online:http://www.worldtribune.com/2013/05/31/nato-data-assad-winning-the-war-for-syrians-hearts-and-minds/
Тим Андерсон, "Syria Report" (перевод с англ. – Джонатан Симба).

Теги:
(no subject)
6/7/13 06:55 (UTC)(no subject)
6/7/13 11:04 (UTC)Ввиду практически полного отсутстия объективной аналитики по сирийскому конфликту на пространствах СНГ, буду стараться и в дальнейшем подавать материалы непосредственно "с места событий". Уверен, если бы больше людей знало, что в действительности происходит сейчас в Сирии, то поддержка сирийского народа и законного правительства Сирии (хоть какое бы неидеальное оно не было) была бы в разы большей.
(no subject)
7/7/13 08:06 (UTC)(no subject)
7/7/13 11:09 (UTC)(no subject)
9/7/13 13:15 (UTC)(no subject)
9/7/13 13:22 (UTC)(no subject)
9/7/13 13:25 (UTC)(no subject)
9/7/13 13:39 (UTC)